Dzięki Sergejowi z Łotwy - wielkiemu fanowi Czesława Niemena, zamieszczam rys biograficzny Niemena dla rosyjskojęzycznych wielbicieli jego twórczości .
(.)
/По материалам интернета/
2007 г.
Чеслав Немен - (Czesław Niemen; настоящее имя - Чеслав Юлиуш Видржицкий; Czesław Juliusz Wydrzycki) - выдающийся польский музыкант популярный во многих странах мира, певец и композитор, поэт, продюсер, мульти-инструменталист и аранжировщик, художник и скульптор, основоположник польской рок-музыки, биг-бита и высоко-художественной альтернативной музыки. Его имя - одно из самых ярких и знаменитых имён польской эстрады. Чеслав Немен создал уникальный сплав арт и прогрессив-рока, славянского фольклора, ритм-энд-блюза, джаза, фьюжн, фанка, электронного авангарда и психоделии. Стиль его пения и игры на органе, ставшие залогом его успеха, слушатели и специалисты-критики считают новаторским, уникальным и самобытным. Он один из немногих музыкантов из-за "Железного Занавеса", добившийся большого признания на европейской сцене, долгие годы был культовой фигурой для меломанов из стран "Соц. лагеря", а его альбомы до сих пор остаются превосходными образцами самоценной музыкальной мысли.
Чеслав Немен - родился 16 февраля 1939 года на Белорусской земле, недалеко от города Гродно, в деревне Старые Василишки Лидского района, Гродненской области. На тот момент, село Старые Василишки ещё относилось к территории Польши, но вскоре, после пакта Молотова-Рибентроппа 23 августа 1939 года, эта территория (так называемая Западная Беларусь) отошла в состав СССР, и была присоединена к Белорусской ССР. Семья Видржицких была музыкальной, ещё ребенком Чеслав начал изучать основы музыки. Навыки прививал ему отец - настройщик музыкальных инструментов и организатор хорового коллектива, а так же родная старшая сестра, игравшая на многих инструментах. Учился Чеслав в обычной советской школе и в юности любил поэзию Михаила Лермонтова и Сергея Есенина. Уже в возрасте 9-ти лет Чеслав начал петь в церковном хоре местного католического костёла, а после окончания общеобразовательной школы, с 1954-го года стал обучаться в Педагогическом Музыкальном Лицее в городе Гродно. Окончив Гродненский Музыкальный Лицей в возрасте 19-ти лет, Чеслава вскоре должны были призвать на службу в Советскую Армию, но его отец, который во время 2-ой Мировой войны воевал в рядах Польской "Армии Крайовой" (позже признанной советскими властями, "преступной"), во избежание высылки за Урал решает воспользоваться приглашением тогдашнего коммунистического лидера Польши Владислава Гомулки, пригласившего бывших репатриантов живших на прежних польских землях, переехать в Польшу и в 1958-ом году семья Видржицких покидает СССР, и выезжает в Польскую Народную Республику, в город Гданьск. В этом же году, Чеслав Юлиуш Видржицкий поступил в Высшую Музыкальную Школу города Гданьска по классу фагота и других музыкальных инструментов. Уже в то время, он начал сочинять музыку, активно поглощая информацию из всех доступных источников – от записей "народных" коллективов, до музыкальных передач западных радиостанций.
В Гданьске и началась творческая карьера Чеслава Видржицкого. Как и многие польские певцы, в начале Чеслав начал выступать в молодежных клубах на польском Побережье. Пел модные тогда рок-н-рольные хиты, а также, песни, написанные в латиноамериканских ритмах (главным образом в популярных тогда стилях "босса-нова" и "латино"). В 1962-ом году, на 1-ом "Фестивале Молодых Талантов" в г. Щецине (Польша), он получает приз, и попав в «Золотую Десятку Лауреатов» вскоре присоединяется к популярной в те годы польской бит-группе «Niebesko-Czarni» («Тёмно-небесные»), в качестве вокалиста и автора песен. Группа пользовалась успехом как на родине, так и за её пределами. В 1962-ом выходит первый сингл группы, а в 1963-ем в репертуаре ансамбля появляются первые песни, сочинённые Чеславом.
Первое крупное признание пришло к артисту в 1964-ом, когда знаменитая немецкая актриса с мировым именем и певица эстрадного шансона - Марлен Дитрих, вместе с которой Чеслав выступил на одной сцене в варшавском "Конгресс-холле", успешно исполнила и записала немецкую версию его песни "Czy mnie jeszcze pamiętasz?" ("Помнишь ли ещё меня?"; немецкое название - "Mutter, hast du mir vergeben?"). В течение трёх последующих лет начались первые зарубежные гастроли Чеслава с ансамблем «Niebiesko-Czarni» («N-C»): Чехословакия, Югославия, ФРГ, Швейцария, Швеция, Венгрия и другие страны. За этот период, Чеслав с группой дважды посетил Францию, где записывался и выступал во всемирно-известном Парижском зале «L’Olympia» (Олимпия). Получил две награды на Международном Фестивале в Ренн (Rennes) – «Prix Special du Jury» и «Hermine d’Argent». Выступал на французском телевидении. Когда Чеслав во второй раз приехал с концертами в Париж, ему довелось работать на одной сцене вместе с такими яркими знаменитостями, как: певец Стиви Уандер, группы - "Spencer Davis Group", "Kinks", "Pretty Things" и после возвращения из-за рубежа Чеслав вернулся нагруженный идеями "хиппи". С тех пор он надолго увлёкся древней философией Востока. Он отрастил длинные волосы, полностью сменил имидж, а его новые музыкальные пристрастия находились под сильным влиянием "чёрного соула". Особенности его сильного голоса с характерной для негритянского пения звуковой окраской, позволяли Чеславу с легкостью брать высокие тона. В 1966-ом, Чеслав начал сочинять материал в духе "соул", а так же, для польских радиопрограмм впервые записал несколько русских народных песен. Именно в этот период, Чеслав Видржицкий (Видржицки) берёт себе псевдоним "Немен" (в честь реки Неман, на берегах которой прошло его детство).
Несмотря на успешную деятельность, альянс Чеслава с группой «Niebiesko-Czarni» оказался недолгим – Чеслав Немен уже ощущал себя самодостаточным лидером и не стремился воплощать на сцене чужие идеи и простодушную бит-музыку ансамбля, вследствие чего музыкант быстро понял, что и сам способен возглавить собственный проект. В начале 1967-го года Чеслав ушёл из группы "Niebiesko-Czarni" и начал собственную карьеру, организовав свой сопровождающий инструментальный бэнд "Akwarele" ("Акварели"). Его первым серьёзным успехом – и, пожалуй, самым известным хитом, стала песня «Dziwny Jest Ten Świat» («Этот странный мир»), с которой Чеслав Немен завоевал главные призы на польском Национальном Фестивале Песни в Ополе (1967) и известном Международном Эстрадном Конкурсе в Сопоте (1968). Сильные тексты, яркая мелодия, а также небывало эмоциональное (для коммунистической Польши) исполнение, принесли певцу первые премии фестивальных жюри. В 1967-ом году, Чеслав Немен со своей сопровождающей группой "Akwarele" записывает на польской звуко-записывающей фирме "Polskie Nagrania" (под лейблом "Muza") свою дебютную сольную долгоиграющую пластинку с одноимённым названием «Dziwny Jest Ten Świat» (альбом стал самым первым в истории Польши - "золотым диском", разошедшимся гигантским тиражом). В последующие два года, вместе с анс. "Akwarele" Чеслав Немен записал ещё два альбома, провел серию гастрольных туров и принял участие в ряде фестивалей.
Уже тогда Чеслав Немен стал заметной фигурой в польской популярной музыке. В начале 1967-го года он проявил себя как настоящий лидер артистического проекта, умелый организатор, тонко чувствующий коллег и способный привлечь к сотрудничеству настоящих профессионалов. При этом он был очень спокойным, выдержанным человеком, хотя практически все его выступления сопровождались как массовой истерией со стороны поклонников и фанатов, так и порой очень резкими высказываниями ответственных за идеологию "партийных боссов" и "про-коммунистической" прессы. Не нужно забывать, что «чуждое влияние Запада», которое связывалось в конце 60-х прежде всего с популярной западной музыкой, было актуальным вопросом идеологии не только в СССР, но и в странах социалистического блока. Хотя, конечно в Польше, идеологическое давление было несомненно слабее, чем в СССР. Но Чеслава Немена, в числе прочих "эстрадных идолов", бичевали как за внешний вид, так и за исполнительскую манеру, которая уже вобрала в себя все модные тенденции современной западной музыки. Тем не менее, еще в 1965-ом году, государственная тарификационная комиссия запретила Чеславу Немену публичные выступления, организованные польской государственной концертной фирмой «Эстрада». Позже Немен стал выступать в роли своеобразной «палки», которую сунули во внешне спокойный, польский "эстрадный муравейник". Можно только догадываться, как в такой ситуации в 1967-ом году ему позволили выйти на сцену национального Фестиваля Песни в Ополе и исполнить песню “Dziwny jest ten świat” ("Этот странный мир"). Эта песня, достаточно "декларативная" по тексту, стала сенсацией и своеобразным лозунгом поколения, поскольку уж очень сильно отличалась от всего того, что звучало тогда с польской музыкальной сцены.
1968-ой год принес Чеславу несколько престижных наград: награду торгов "MIDEM" в Каннах (январь 1968), приз «Золотой Диск» (декабрь 1968) от звуко-записывающей фирмы "Polskie Nagrania" за успешную дебютную пластинку. Так же, Чеслав Немен получил награду-статуэтку американского еженедельника «Billboard», как «самый популярный польский певец 1968 года». С тех пор, главные призы фестивалей, премии журналов, первое место в анкетах и опросах публики, стали для Чеслава Немена привычным явлением. Прекрасные отзывы в прессе имели его выступления в Финляндии, Дании, Италии, и многих других странах.
В начале 1969-го, Немен вместе с «Акварелями» выезжает на несколько месяцев в Италию, для выступлений и записи следующей пластинки. Вернувшись из Италии, в 1969-ом Чеслав Немен распускает «Акварели» и создает новую и более серьёзную в профессиональном отношении, аккомпанирующую ему группу – «Niemen Enigmatic» («Загадочный Немен»), в которой так же играли известные польские солисты-джазмены: саксофонисты Збигнев Намысловский и Михал Урбаньяк, барабанщик Чеслав "Малый" Бортковский и другие. В совершенно новом окружении, Немен создаёт свой самый, пожалуй, монументальный и популярный до сих пор альбом под одноимённым названием "Niemen Enigmatic", где использовал стихи известного польского поэта, классика 19-го века - Киприана Норвида. Многие считают, что альбом “Niemen Enigmatic” стал лучшим не только в дискографии Немена, но и в истории польской рок-музыки вообще. В дальнейшем, новый коллектив Чеслава «Niemen Enigmatic» много выступал у себя на родине в Польше, ездил с гастролями в Германию, Чехословакию, Финляндию и Венгрию, а так же стал участником большого концерта на церемонии открытия Олимпийских Игр в Мюнхене.
Начиная с 70-х, в творчестве музыканта, в отличие от ранних "соул-ориентированных" работ, начали преобладать "прогрессивные" веяния, резко меняется формат музыки: вместо коротких эстрадных и рок-песен, появляются развёрнутые композиции с нетипичными разностилевыми построениями. В них можно было услышать и фольклорные стилизации, и электронный авангард, и фанк, и многоуровневые импровизации. Чеслав Немен, впервые в польской популярной музыке, начал сочинять песни на стихи классических польских поэтов 19-го века (К.Норвида, А.Асныка, Б.Лесьмяна, Я.Бжехвы, Я.Ивашкевича и З.Херберта). Так же Немен сочинял песни на стихи Сергея Михалкова и планировал записать программу на стихи Сергея Есенина.
Вместе с ансамблем «Niemen Enigmatic» (позднее, с появлением нового состава название сократилось до - «Grupa Niemen»/ Группа "Немен") Чеслав часто выступал с концертами по всей Польше. В 1972-73 годах, Чеслав Немен во второй раз надолго выезжает в Италию, для выступлений и записи несколько синглов, а затем в ФРГ, где для западногерманского звуко-записывающего отделения американской фирмы "CBS" Немен по контракту записывает 3 больших англо-язычных грампластинки: "Strange Is This World" (Этот странный мир), "Ode to Venus" (Ода Венере) и "Czesław Niemen – Russische Lieder" (Чеслав Немен – Русские песни). Фирма "CBS" планировала выход пластинок Немена на американский рынок поп-музыки, но для самого музыканта это не являлось принципиальным моментом, ему хватало популярности у широкой европейской публики.
Немецкий филиал “CBS” выступил с личной инициативой издания альбома «Русские песни» ("Russische Lieder"). Хотя на самом деле на пластинке среди русских оказались и украинские песни. Трудно поверить, что, познакомившись в детстве с этими песнями, он не знал белорусских. Тем не менее, на изданном в 1973 диске году белорусских песен не было. Сам же альбом получился достаточно интересным. Это были действительно любимые песни Чеслава Немена: «Выхожу один я на дорогу», «Бродяга», при этом все партии многоголосия, а так же партии почти всех инструментов он записал сам, чем поразил немецких звукорежиссеров. По признанию самого Немена, эти записи были для него очень интересным художественным экспериментом. Есть мнение, что настоящие "корни" его музыки, стоит искать именно во влиянии славянского фольклора, с которым певец познакомился ещё в раннем детстве и который оказал глубокое воздействие на всё его творчество.
В декабре 1973 года Чеслав Немен уехал на два месяца в США, где продолжил записи для фирмы "CBS", с американским музыкантом Яном Хаммером и польским саксофонистом Михалом Урбаньяком. Вернувшись в начале 1974-го года в Польшу, Немен собирает свою новую группу под названием «Grupa Niemen» и весь 1974-ый год Немен активно выступал с этой группой по городам Польши. В 1972 - 73 годах, Немен так же сотрудничал со ставшим позднее "флагманом польского авангарда" - трио "SBB" (SILEZIAN BLUES BAND) и успешно гастролировал с ним по всей Европе. Кроме этого, в 1974-ом году Немена пригласили на прослушивание в Швецию, в город Мальмё, в качестве возможного солиста культовой джаз-роковой группы “Blood, Sweаt & Tears” ("Кровь, Пот и Слёзы"), искавших замену своему вокалисту Дэвиду Клейтон Томасу. Чеслав Немен спокойно отнёсся к данному серьёзному предложению, которое могло оказать большое влияние на его карьеру, но так и не смог выехать из Польшы, в итоге предложение было отвергнуто, и Немен не переживая продолжил заниматься собственным творчеством. В середине 70-х Немен собрал очередной проект, под названием "Aerolit", с которым выпустил один джаз-роковый альбом. Новая команда распалась очень быстро, и следующий диск музыкант записывал практически в одиночку.
На протяжение 60-70-х годов, Чеслав Немен выпустил порядка девятнадцати альбомов и несколько десятков синглов, как на родине, так и на Западе. 15 дисков-гигантов было издано в Польше и четыре альбома вышли в Британии – в которых он исследовал самые разные аспекты современной музыкальной парадигмы. Среди наиболее интересных его альбомов середины 70-х следует назвать диски - «Marionetki», «Aerolit», «Katharsis», «Idee Fixeе» и «Postscriptum». Шлягеры Чеслава Немена - "Dziwny jest ten ?wiat", "Czy mnie jeszcze pamiętasz" и "Pod papugami", до сих пор занимают первые места в хит-парадах польских песен всех времён. Пик наивысшей популярности музыканта, пришёлся на середину 70-х годов. В конце 1974-го года, правительство Польши наградило Немена "Золотым Крестом за Заслуги" (Złoty Krzyż Zasługi). В 1979-ом он получил "Гран При" фестиваля «Интервидение», проходившего в Сопоте, с песней «Пока не пришла весна». В этом же году Чеславу вручили награду Председателя Совета Министров 1-й степени "за творческие достижения в области композиции и интерпретации".
Осенью 1976-го года, польское артистическое агентство "Пагарт" и "Госконцерт СССР" организовали первые гастроли Чеслава Немена в Советском Союзе. Певец впервые посетил с концертами СССР. Его выступления в Ленинграде и в московском Театре Эстрады, прошли при полных аншлагах. По воспоминаниям очевидцев, подобного концерта, после него, не было в Москве еще многие годы. На концерт собралась вся интеллектуальная элита Москвы. В первом отделении Чеслав представлял композиции из нового альбома «Idée Fixe», а во втором отделении Немен исполнил старые хиты и русские народные песни. Зал долго не отпускал уникального и гениального музыканта со сцены. В общей сложности музыкант провел 97 сольных концертов в СССР. Во время гастролей по Союзу, певец побывал и на своей родине в Белоруссии, в местах в которых он родился, но увиденный развал и нищета настолько болезненно поразили его, что Чеслав даже специально засветил (дабы ни кому не показывать) взятую с собой фото-плёнку, на которой хотел запечатлеть с детства знакомые места, хотя до конца жизни он всегда очень тепло отзывался о своей родине - Белоруссии.
В середине 70-х Немен все больше усложняет формы своих произведений, все чаще обращается к электронным инструментам. Его новые альбомы продолжали вызывать немалый интерес и пользоваться большим признанием, но уже не в среде "массовой музыкальной аудитории" любителей поп-музыки. Впрочем, сам музыкант уже не обращал на это никакого внимания, продолжая заниматься музыкальными экспериментами. К концу 70-х гастрольная деятельность артиста довольно сильно сократилась. В 1978-ом году, Немен с джаз-роковой группой "Laboratorium", посетил с гастролями только Индию, а в 1980-ом совершил последнее турне по Штатам. В тот же период, Немен с успехом занимался сочинением мелодий для польского телевидения, создал музыку для нескольких спектаклей популярного театрального режиссёра Анджея Курылевича, а так же написал музыку для нескольких фильмов известного польского кино-режиссёра Анджея Вайды.
Как ни странно, с нарастанием в Польше в начале 80-х, новой политической активности, Немена было слышно всё реже. Его работы уже не требовали присутствия других музыкантов, Немен не только стремился всё делать сам, но уже и не представлял рядом с собой на сцене кого-то еще. Показательно, что составленный из старых песен, но в новых аранжировках альбом “Postscriptum” 1980-го года, он полностью выполнил сам, от записи до сведения. Этот диск как бы подводил черту большого этапа его творческого пути, после чего в творчестве музыканта последовала длительная "пауза". Перед тем как исчезнуть из поля зрения на долгое время, Чеслав Немен выступил на концерте "Old Rock Meeting", посвященном 25-летию польского рока.
С начала 80-х он почти перестал гастролировать, да и дискография музыканта пополнялась всё менее интенсивно. Вероятно, поначалу это было вызвано творческим кризисом, вызванным невозможностью реализовать все свои проекты, а позднее с тяжёлым заболеванием, которое держало Чеслава Немена вне музыки на всём протяжение 90-х. Он всё больше отходил от музыкальной «тусовки», уходил в себя и всё больше экспериментировал в своей студии с электронными звуками, а в последующие годы увлекся компьютерной графикой. В эти годы его записи регулярно переиздавались на компакт-дисках, но сам музыкант уже не выпускал ничего нового. То, что певец записал в 70-е годы, ещё при жизни музыканта стало общепризнанной классикой польской популярной музыки. Его предпоследний альбом "Terra Deflorata" вышел в 1989-ом году, а последняя студийная работа музыканта увидела свет в 2001-ом. Незадолго до смерти, Чеслав Немен создал интересное музыкально-поэтическое произведение "Диалоги", в котором использовал фрагменты из поэтических текстов Владимира Маяковского и Владислава Броневского.
В последние годы жизни Чеслав Немен занимался благотворительностью (в 2001 году он пожертвовал средства для бедных школ Литвы), воспитывал двух своих дочерей и мужественно боролся с раковым заболеванием, ставшим причиной его преждевременной смерти. В ночь с субботы на воскресение 17 января 2004 года в одной из польских больниц, после продолжительной тяжелой болезни в возрасте 64 лет, не дожив до своего 65-летнего юбилея ровно один месяц, известный польский музыкант Чеслав Немен скончался. Похороны Чеслава Немена состоялись 30 января в Варшаве "na Powązkach", была совершена погребальная Месса, на которую пришло огромное количество людей пожелавших отдать последнюю дань памяти великому музыканту.
На польской музыкальной сцене Чеслав Немен присутствовал более сорока лет. Творчество Немена, его музыкальные эксперименты в области электронной музыки, джаза и рока стали поистинне революционными для истории современной польской музыки. В 1999-ом году по рейтингу влиятельного польского еженедельника "Polityka" Чеслав Немен получил титул «лучшего польского музыканта ХХ столетия». Совсем недавно рок- и джаз-музыканты отметили третью годовщину со дня смерти Чеслава Немена - легенды польской песни XX века, замечательного вокалиста, инструменталиста, композитора, аранжировщика, а в последние годы жизни так же и художника. Чеслав Немен вошел в историю классиков эстрадного жанра как настоящий артист. Его не интересовали слава и деньги. Он был предан искусству до конца. В своей артистической жизни, Чеслав Немен вел себя очень достойно и независимо. Он не продавал себя, не гнулся. Делал то, что считал нужным, и так, как считал нужным. Мало кому это удавалось...
Артисты, музыканты, друзья и соратники Немена постоянно организуют концерты и вечера его памяти. Для многих музыкантов, называвших Немена "отцом славянского рока", его творчество служило и до сих пор служит источником вдохновения, а его пластинки, до сих пор не потерявшие актуальности, стоят на полках у многих серьезных ценителей музыки и считаются большой ценностью среди коллекционеров. По отзывам многих, ныне известных представителей "русского рока", творчество Чеслава Немена в 70-ые годы оказало немалое влияние на формируещееся мировозрение советских рок-музыкантов, таких как А.Макаревич (лидер гр. "Машина Времени"), Э.Шклярский (лидер гр. "Пикник") и других. Его фигура была по-настоящему культовой для ценителей музыки того времени. Его очень любили и до сих пор почитают в Минске и Витебске, где ему доводилось несколько раз выступать в начале 90-х. Чеслав Немен поддерживал хорошие отношения с музыкантами популярного белорусского ансамбля "Песняры" - Владимиром Мулявиным и Игорем Паливодой, а так же с гродненским саксофонистом Марковым. Ежегодно в Минске проводятся вечера памяти Чеслав Немена, а биографическая статья о нём вошла в один из томов Белорусской Энциклопедии.
Удивительный мир его звучаний и философии жизни возник в результате столкновения двух разных культур, даже в чем-то двух отличных цивилизаций: Востока и Запада, на стыке традиции и современности, музыки старой и новой, народной и городской, светской и религиозной, популярной и классической, джазовой и экспериментальной, акустической и электронной… Он был артистом Ренессанса, который пробивал границы стилей, высказывался в разных областях искусства. Инфантильную рок-музыку он перенес в иное измерение, привнеся в неё тексты из самых святых канонов великой поэзии, а все его импровизации строились по законам восточно-медитативным, а не европейским.
Первым польским городом, в котором появилась улица имени Чеслава Немена, стала Сталева Воля. Далее последовали: Ченстохова и другие города. Подобная улица появится наверняка и в Варшаве - ведь песня "Sen o Warszawie" в исполнении Немена стала едва ли не неофициальным гимном польской столицы. В костёле Иоанна Крестителя в деревне Старые Василишки (Беларусь), где был крещён музыкант, в 2005 году была установлена мемориальная доска в его честь. А совсем недавно из Гродно пришла информация, что там открылась выставка, посвященная музыканту, в экспозиции - материалы о его жизни и творчестве, диски, книги, личные вещи. О творчестве музыканта снято несколько документальных фильмов.
Ныне, Чеслава Немена и его творчество сравнивают со знаковыми личностями в истории польской музыки, с такими композиторами как, Станислав Монюшко и Фредерик Шопен, каждый из которых сыграл свою роль в разные временные этапы развития музыкального искусства. В этом смысле, роль Немена вполне сопоставима с ролью Монюшко или Шопена, они ведь так же были «адресованы» не только Польше, а оказали огромное влияние на всю мировую музыку, и Чеслав Немен в этом смысле — не исключение. Личность Чеслава Немена, безусловно является ключевой не только для истории польской популярной музыки, но и для всеобщей истории популярных музыкальных жанров той части Европы, которую ранее называли «странами европейской демократии». К сожалению, лишь смерть этого необычного, оригинального и мощного музыканта, подтолкнула к тому, чтобы в полной мере оценить масштаб его таланта и то, что было сделано Чеславом Неменом для европейской и мировой музыки.
(.)